Магические практики и астрология

Опубликовано в журнале «Астролог» (Москва), 1995

Ничто в мире не имеет власти над вами,
Пока вы сами не дадите ему этой власти.
С. Вивеканада

«Что делать ?» – этот вечный вопрос часто слышат практикующие астрологи от своих клиентов. Но каждый астролог задает его и себе. Допустим, у нас в прогнозе складывается неприятная или опасная ситуация. Допустим, в нашем радиксе есть такие особенности, которые мы не хотели бы иметь. Допустим, существуют еще сотни различных вещей в нас и в окружающем нас мире, которые так хотелось бы «подправить»…

Так что же делать? Да и можно ли что-то сделать? Попытке ответить на этот вопрос и посвящена данная статья. Очевидно то, что когда жизнь ставит «вопрос ребром», ответ приходится искать каждому из нас. Казалось бы, такая важная область, как коррекция собственной кармы, должна быть обширной и детально разработанной. Но каких-либо внятных сведений на эту тему в обозримой астрологической литературе либо нет, либо они фрагментарны. Поэтому каждый практикующий астролог заполняет этот пробел по-своему. Природа не терпит пустоты, и в астрологию привносятся идеологические платформы самых разных духовных и оккультных школ. После Эпохи Рыб, эпохи мистики и эклектики, астрологам досталось смутное и хаотичное наследие. Найти зерна Истинного Знания в различных картинах мира и описательных моделях – весьма нелегкая, но необходимая задача на данном этапе.

Здесь не будет рассматриваться вопрос о преимуществах какой-либо Школы или какого-либо Учения относительно других. Мы рассмотрим лишь практические методы, которые традиционно относят к астромагии или которые могут быть отнесены к подобному направлению независимо от их культурных или идеологических корней.

Эта область традиционно считается «святая святых» и часто окружена ореолом тайны. Само понятие «магия» уже весьма затерто. Такие слова в лингвистике называют номинализацией. Это значит, что мы берем процесс и описываем его как явление или вещь. Каждый вкладывает в слово номинализацию – свой смысл соответственно накопленому опыту и представлениям. В результате произошло размывание, девальвация самого понятия, стоящего за словом. Например, по определению профессора МГУ, доктора психологических наук Е.В.Субботинского, «под Магией следует понимать систему вхождения в контакт с духами вещей и управления вещами посредством договора с этими духами. И только.» [1].

Мы, слава Богу, не можем изменить весь мир, чтобы он отвечал нашим не всегда продуманным запросам. Но можем найти свой путь в окружающем мире, используя свою свободу выбора. Мы вольны ориентироваться на желательный нам сценарий жизненных ситуаций. Все магические практики, связанные с коррекцией кармы, основываются на законе причинно-следственной связи. Причина рождает следствие, которое, в свою очередь, становится другой причиной. И так далее, по бесконечной цепочке. Любой поступок, эмоция, мысль рождают следствие. И мы вольны выбирать в каждом звене этой цепи, куда же направиться дальше. Именно об этом законе пословица: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу».

Свобода выбора предполагает высокую степень ответственности за свои поступки. Мы не в силах повернуть течение времени. Однажды принятые решения невозможно изменить. Они в прошлом. Это уже история. Сделанное дело нельзя отменить. Но мы можем выбрать такой путь, который перекроет последствия наших поступков и решений. Однако это уже ценой времени и усилий – по закону сохранения энергии. Великий даос, совершенномудрый Лао Цзы говорил: «Великое начинается с малого», «большие дела решаются, пока они еще малы». Нет необходимости дожидаться неблагоприятного события, чтобы потом равноценными потерями его компенсировать. Для астролога время – союзник. Зная заранее о приближении неблагоприятного события, мы можем его сильно ослабить, если не полностью устранить последовательностью мелких, но хорошо рассчитанных профилактических процедур. Подобно тому, как осуществляют профилактику заболеваний в медицинской астрологии. А возможно, и наоборот: «создать» серьезный успех там, где должно было быть лишь несущественное приятное переживание. Для этого необходимо лишь знание законов и способов такого влияния. Таким образом, мы можем сказать: «Магия – это наука об окружающем мире и способах влияния на него через изменение состояния своего сознания».

Если допустить, что магия – это наука, то она должна иметь свои методы познания мира. Древние считали, что познание мира может идти тремя различными путями: пассивным (Инь, тамас, восприятие), безличным (Дэн, саттва, нейтральность, уравновешенность) и активным (Ян, раджас, активность, действие). В таком случае «иньский» путь в оккультизме – это методы мистиков, медиумов, сновидящих. Этой дорогой управляет Нептун. Дэн, или путь знания – астролог, мудрец, ученый. Здесь царит Уран. Ян, путь действия – это метод мага. Символически управляется Плутоном. В этом смысле определение магии, которое обычно приписывают Раджа-Йоге, наиболее показательно: «Магия есть действие» [1].

Но магию нельзя привязать только к функции Плутона. Известно, что карма формируется мыслями, желаниями и поступками. Каждый прожитый день оставляет в нас свой след. Каждый сделанный нами шаг, любой наш поступок, желание или мысль запечатляются в нашей карме. Но если мы будем знать законы, по которым происходит такая запись, то у нас появится возможность ее корректировать. А делать это можно лишь теми же средствами – мыслями, желаниями, поступками. Теми же, но на более высоком уровне. В кибернетике есть правило о том, что среди равноценных систем система, обладающая наибольшей вариабельностью, является превалирующей. То есть для того чтобы управлять чем-то, нужно иметь хотя бы на одну степень свободы больше, чем управляемая система. Для того чтобы корректировать свою судьбу, карму, собственное бессознательное, необходимо воздействовать на более высоком уровне – на уровне коллективного бессознательного.

Таким образом, любая магическая операция неизбежно содержит в себе три составляющие.

  • Во-первых, это специфическое состояние сознания. Его можно назвать медитативным, измененным, трансовым, остановкой внутреннего диалога – функция Нептуна.
  • Во-вторых, это характерное чувство знания предстоящей задачи – знания без слов. Это можно назвать целевой концентрацией, озарением, намерением – функция Урана.
  • В-третьих, необходим источник энергии. Это эгрегор религии, идеологии, массив личной силы или посторонняя сила – функция Плутона.

Кроме указанных составляющих, иногда присутствует еще одна, объединяющая три предыдущих в единое целое. Это жестко, до деталей, до мелочей расписанный регламент действий – функция, обычно приписываемая Прозерпине. Какую бы процедуру (оказывающую серьезное влияние на судьбу) мы ни взяли: культовые ли обряды, рецепты ли Папюса или Элифаса Леви, «закладку цикла» по П.П.Глобе [2], – везде будет один и тот же алгоритм, включающий в себя перечисленные принципы. И все рассматриваемые ниже практики построены с той же структурой.

История эзотерических дисциплин оставила нам множество методов, так или иначе использующих закон причинно-следственной связи, хотя и весьма различающимися методиками. Мы рассмотрим только ту сторону магического искусства, которая непосредственно помогает прорабатывать карму. Эти практики существовали во многих древних течениях: и в зороастризме, и у манихеев, и в Египте, и в Ассирии, и в суфиях времен Ибн Д’Арби. Классификация, предлагаемая здесь, условна и не претендует на абсолютную полноту.

Когда-то говорили, что на вершину горы можно взобраться бесчисленным множеством путей, да еще и с разных сторон. Кто-то выбрает прямой, короткий, но самый тяжелый путь. Кто-то пойдет по тропинкам, окружающим гору, но протоптанным другими. Другие выберут нечто среднее, по своим силам.

Если рассматривать коррекцию кармы, изменение тех причин, которые создают нежелательные последствия, как вершину горы, то прямой и короткий путь мы условно называем эзотерическим. Простой и длинный – экзотерическим. Все остальное попадает в группу так называемых «необратимых» техник. Таким образом, получаем три группы методов по степени сложности:

  • Эзотерические ;
  • «Необратимые»;
  • Экзотерические.

В первую группу входят методы, непосредственно изменяющие самую главную причину всех следствий – личность. Всю сумму кармических накоплений. Они, как правило, мало связаны с астрологией либо не связаны с нею вовсе. Цель, которая здесь ставится, – полное освобождение Человека. Различные пути используют для этого разные термины: нирвана, маха-самадхи, Абстрактный Полет. Различны также средства и способы достижения цели. Собственно изживание кармы – здесь явление рядовое и не воспринимается как цель. Это лишь «цветы на обочине дороги». Эта группа полностью оправдывает свое название – путь действительно для избранных. Сюда можно отнести Раджа-Йогу с ее направлениями Джнана-Йога, Карма-Йога, Кундалини-Йога, Самадхи-Йога и прочими. Сюда же – многие системы, требующие такой же самоотверженной работы над собой. Например, описанный у К.Кастанеды путь «новых видящих». Сюда же, хотя и в меньшей степени, относятся методы, появившиеся не так давно на Западе : холотропное дыхание Станислава Грофа ,»Центр Циклона» Джона Лилли, технологии нейролингвистического программирования Дж.Гриндера и Р.Бэндлера и прочее. Общая суть этой группы методик – наиболее короткий путь к вершине, лишь с разных подножий горы.

Вторая группа обобщает «необратимые» практики, так как они претендуют на необратимые последствия.Кавычки использованы потому, что любые действия необратимы, но в то же время любые действия можно компенсировать другими. Собственно, отсюда и начинается астромагия. Именно к этой группе относятся:

  • использование солнечных и лунных затмений;
  • использование обращений планет;
  • использование моментов образования специфических аспектов и констелляций планет (особенно дальних и фиктивных);
  • ритуал Посвящения (инициация, обряд Крещения в христианстве);
  • использование татуировок;
  • использование псевдонима.

Использование затмений – классическая древняя практика магии. Здесь, как, впрочем и во всех остальных затрагиваемых техниках, масса своих специфических деталей и «нау-хау». Общая идея использования затмений понятна: соединение (оппозиция) светил при участии лунных узлов так или иначе создает момент, в который любая причина (дело или решение) будет иметь фатальные последствия. Тем более если присутствует связь с медленными планетами или звездами. Разумеется, что чем точнее затмение, тем сильнее эффект. Считается, что продолжительность действия последствий затмения связана с его продолжительностью и с тем крестом Зодиака, в котором оно проходило (фиксированный крест наиболее долго сохраняет влияние). Это один из методов, где действенность неоспорима, а завеса тайны наиболее густа.

Использование обращений планет связано с идеей целенаправленной коррекции качества планеты в момент ее обращения. Это всегда особое время. Само возвращение планеты на свое место затрагивает в нас наиболее глубокие программы подсознания, связанные с нынешним воплощением. Недаром П.П.Глоба упоминает об особом ритуале встречи солярного обращения [2]. Считается, что в момент возврата планеты на свое радикальное место лучше побыть одному, а еще лучше – медитировать на благоприятные качества планеты. Именно таким образом происходит проработка в себе ее свойств.

Учет и применение моментов точных аспектов планет, ингрессий, прохождения по особым градусам и прочее – это область астрологии выбора. Используя эти моменты для «профилактических» процедур, мы формируем новую причинно-следственную цепочку. Безусловно, требуются и серьезные астрологические знания, и навык подобной работы. Рассматриваются как аспекты транзитных планет к радикальным, так и аспекты транзитных между собой. Ингрессия Солнца в кардинальные знаки Зодиака отмечалась праздниками во многих культурах, так же как и прохождение Солнца по отдельным градусам [3]. Сколько существует вариантов взаимоотношения планет и их аспектации, столько и реализаций этого метода.

Ритуал Посвящения – еще одна из древних магических практик. Будучи правильно и в подходящий момент времени выполнен, он искусственно выделяет какую-то сторону человеческой личности, акцентирует ее. Это отдельный гороскоп, отдельный ритм, остающийся с человеком на всю жизнь. Кроме того, такой ритуал часто подразумевает эгрегорное подключение, а значит, усиление энергетики человека, что, в свою очередь, влияет на свободу выбора. Кроме того, факт инициации всегда сдвигает шкалу мотивации и ценностей адепта, а это весьма глубокий сдвиг в психике человека. И как следствие, в его дальнейшей жизни.

Во многих культурах, в частности, в египетской, практиковалось нанесение татуировки. Как деталь в обряде инициации (Посвящения) жрецов, так и самостоятельно. Значим не только момент ее нанесения, но и совместимость с человеком (так как она может вредить судьбе). Безусловно, имеет значение зона тела (знак Зодиака), цвет, рисунок и прочее. Однако наиболее важен здесь мотив, с которым ее наносили. Именно он оказывается закрепленным на долгие годы.

Псевдоним – один из широко известных способов включить автономный гороскоп, ритм. Он так же, как и татуировка, применяется при обрядах инициации или самостоятельно. Традиция наречения новым, духовным именем сохранилась до сих пор во многих религиях и течениях. Этот способ более элегантен, чем предыдущий, но зачастую и менее действенен. Псевдоним более капризен. Он изначально ориентирован на дома коммуникаций (стихии Воздуха) – третий, седьмой, одиннадцатый. А Воздух, как известно, неустойчивая опора. Хотя при удачном включении возможна коррекция очень серьезных проблем натальной карты. Влияние гороскопа рождения в таком случае во многом блокируется. Начинается новый этап в жизни человека – фактически новая жизнь.

Третья группа методик не требует от исполнителя особых знаний, навыков или решимости, хотя требует всего этого от астролога-консультанта. Сюда собраны методы, ведущие к цели наиболее окольным путем. Но часто именно благодаря им возможна наиболее тонкая и аккуратная коррекция:

  • использование методов сродства человека с минералами, растениями, животными и прочим;
  • использование талисманов, пантаклей, оберегов, амулетов;
  • смена места проживания;
  • смена места встречи солярного дня рождения;
  • празднование событий;
  • самоотслеживание, ролевые игры;
  • молитва;
  • использование мантр или магических вербальных формул.

Использование методов сродства – это бескрайние просторы резонансной астрологии. Здесь и царство минералов, и растения, и географические места, и подбор цветовых гамм, и архитектура, и множество всего того, с чем вообще возможен какой-либо контакт и взаимодействие. Тем не менее все они имеют свою, присущую только им специфику. Принцип сродства – основной в практической медицинской астрологии. Действуют знаменитые правила «подобное – подобным» и «подобное – противоположным». Натуропатическое лечение в грамотном исполнении – это магическая операция.

Использование талисманов – еще один классический метод старой магии. По сути, он находится между методом сродства и татуировками. С той разницей, что талисман можно снять. Идея метода аналогична использованию татуировок, а принцип действия аналогичен методу сродства.

Смена места проживания, как и смена места встречи солнечного обращения – процедуры, требующие серьезной астрологической квалификации. Необходим учет очень отдаленных последствий. Их надежность зависит от склонности к резонансу в натальной карте. Люди с выраженным фиксированным крестом и заполненными последующими домами, похоже, мало реагируют на эти методы. Точно так же процедура практически бессмысленна при наличии в гороскопе рождения симметричных устойчивых конфигураций, таких как Замкнутый Тригон или Крест. При смене места жительства или места встречи солярного дня рождения основной гороскоп (радикс) не изменяется. Но появляется дополнительный ритм, который может оказать требуемое влияние.

Празднование каких-либо событий – обычай, уходящий корнями в глубь веков настолько, что его первоначальный смысл потерялся, а ритуал сохранился лишь в виде застольных тостов. Общий смысл – закладка автономного целевого ритма. Либо его связывают с общекосмической ситуацией (ингрессией Солнца в знаки Зодиака, особыми градусами, календарными циклами), либо закрепляют какой-либо произошедший личный успех. Прибыль, крупная удача, свадьба, рождение ребенка – все так или иначе сопровождается определенной планетарной констелляцией, связью транзитных (директных, прогрессивных и т.п.) сигнификаторов с радикальными. Если человек считал событие благоприятным, его отмечали, создавая ритм [3].

Самоотслеживание и ролевые игры – методы, заимствованные из эзотерических практик. Иногда заново переоткрытые. Они достаточно широко описаны в современной психотерапевтической литературе. Самоотслеживание базируется на хорошем знании особенностей своего радикса с последующим самонаблюдением. Либо же в форме, описанной у К.Кастанеды как «искусство охотника»[4]. Общая идея – выслеживание своих отрицательных сторон с последующей трансформацией их в нечто более приемлемое. Ролевые игры – техники, переводящие созданный образ достижения (девятый дом) в роль, маску (пятый дом). А потом интегрирующие привычную уже роль в свое «я» (из пятого – в первый дом). Вариаций здесь очень много.

Молитва верующего всегда является магической операцией, если она искренна. Независимо от того, считает ее таковой сам человек или нет. В ней присутствуют все три необходимые составляющие магии: измененное состояние сознания, целевая идея и надличностная сила. Но если применяются специальные системы, молитвенная практика должна быть отнесена к группе эзотерических дисциплин. Например, практика «умной молитвы» (исихазм) в христианстве.

Использование мантр в виде джапа-процесса в Мантра-Йоге (как нескончаемый процесс повторения одной и той же мантры) нельзя рассматривать как самостоятельную процедуру коррекции кармы. Это скорее вспомогательная техника для настройки на определенные состояния. Другое дело – употребление мантр в том же смысле, в котором используются заклинания, заговоры и магические вербальные формулы. Некоторые астрологические школы используют и такие способы проработки. Но это имеет практический смысл только для человека, включенного в соответствующую систему символов, в определенный эгрегор. Только в этом случае мантра будет способствовать желаемой перенастройке сознания и только в этом случае будет присутствовать необходимая энергетическая поддержка.

Ограничения по объему не позволяют рассмотреть затронутую тему и методики более развернуто и подробно. Статья планировалась как обзорная. Но я надеюсь, что она станет началом обсуждения принципов астромагии – области, которая давно ждет своих исследователей.

Литература.

  1. Раокриом. Белая Магия. Киев, 1993.
  2. Глоба П.П. Лекции 4 курса по предсказательной астрологии. М. 1991.
  3. Глоба П.П. Космогенезис. М., 1991.
  4. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. Киев: София, 1992.

P.S. (2010). Подробнее о развитии этой темы сегодня см. книгу «Астрология трансформации личности».