Альмутен и хорары Лилли



Вильям Лилли, Уильям Лилли, Христианская астрология Существует ряд понятий и техник, чье значение было существенно переосмыслено в истории развития астрологического знания. Мой предыдущий опыт изучения текстов эзотерических традиций, а позднее традиционной и современной философии, приучил меня читать сложные информативные тексты вдумчиво и въедливо, возвращаясь к ним по нескольку раз. Бывает, что иногда лучше один раз внимательно и системно прочесть один серьезный текст, чем десятки написанных пересказов. При этом самое серьезное внимание обращается не только на то, что сказано автором, но и на то, как это было им подано, и на то, что автором сказано не было. В современной науке такой подход к первоисточнику называется герменевтикой текста. Например, почему иной автор игнорирует то или иное понятие или концепцию в своем труде, хотя безусловно о них осведомлен? Или же почему использует некое понятие явно не так, как у других авторов?

Именно это и произошло, когда я искал практическое применение концепции Альмутена в основном труде жизни "Христианской астрологии" жизни выдающегося практика XVII столетия Вильяма Лилли. Понятие Альмутена - одно из самых неоднозначных в прикладном применении наследий традиционной астрологии. Де факто Альмутен понимается сейчас на основе концепции Клода Дарио, изложенной в его "Введении в приговоры звезд" (XVI век), где автором явно отражена позиция более древних авторов, (таких как Алькабитус и Бируни), но все же более поздних, чем Птолемей. Понятие Альмутена сводится к "конкурсу" между планетами, которые имеют одно из пяти традиционных достоинств в градусе куспида дома - управление, экзальтацию, триплицитет, терм и фас. Планета набравшая наибольшее количество баллов за достоинства в конкретном градусе является Альмутеном. Очевидно, что такая система чувствительна к минорным эссенциальным достоинствам. Кроме того в популярных сейчас "новотрадиционных" интерпретациях этого правила вводятся дополнительные условия (взятые вероятно из других старых источников), как например то, что Альмутеном не может быть планета находящаяся в знаке, "не созерцающем" куспид этого дома, то есть в знаках квиконса или полусекстиля от куспида. Альмутеном также не может быть планета "неэффективная" из-за сожжения или иных причин. Из-за чего, в конечном счете, альмутеном градуса в Рыбах может оказаться, например, Марс.

Главная идея введения альмутена - сократить пространство решений. Оставить один сигнификатор вопроса, отбросив остальные как малозначимые. Однако любой, кто пытался применять это в практике, наталкивался на ряд вопросов вызванных неоднозначностью и неочевидностью натального символизма при применении этой концепции в модифицированном современном понимании. Таковы например, будут эссенциально и акцидентально слабые (и часто просто ущербные) альмутены МС в гороскопах людей, сделавших успешную карьеру и ставших в этом смысле именами нарицательными (к примеру см.карты А.Гитлера, М.Монро, А.Шварценеггера в известном Астробанке данных гороскопов рождения Л.Родден). Очевидно, что понимаемый таким образом альмутен вступает в противоречие с многими существуюшими представлениями в астрологии - о падающих домах, как о значительно ослабляющих сигнификаторы, а также с идеей о том, как могут помогать благодетели не имеющие достоинств и т.д.

Пытаясь разобраться в том, почему эта техника существенно ухудшает, а не улучшает мои существующие возможности в чтении гороскопов, я пришел к рабочей гипотезе, что альмутены вероятно вовсе не имеют описательного смысла, в отличие от управителей куспида дома. Но альмутены возможно имеют смысл прогностический, так как описывают именно наилучший сигнификатор для прогностики. Это гипотезу было интересно проверить. И хорошим примером оказалось использование Альмутенов в хорарной (и натальной) практике Лилли - а точнее его специфичное их понимание в практике.

Я взял для этого "Христианскую астрологию" по двум причинам. Во-первых, это работа выдающегося практика и прикладника в астрологии, квинтэссенция его профессионального опыта. Во-вторых, в отличие от многих других традиционных источников этот труд Лилли выгодно отличается тем, что автор не только излагает на бумаге некие заимствованные из работ других авторов идеи, но и на основе реальных карт из собственной практики открыто и честно демонстрирует свой подход.

Альмутен любого дома по Лилли - "это планета, имеющая наибольшее количество достоинств в знаке, восходящем или заходящем на куспиде любого дома, или из которого выходит твое суждение". Он несколько раз пользуется понятием "альмутен" на протяжении книги, когда говорит о теории. Но в тех случаях, когда приведена его логика рассуждений по реальным картам, мы с удивлением можем обнаружить, что он вкладывает в это понятие смысл, существенно иной по сравнению с тем, который описан выше, и который считается сейчас единственно верным в среде сторонников традиционной астрологии.

Примеры. Случаи, когда он явно (в тексте) упоминает альмутен - это поиск потерянных вещей и вопросы о том, где вор и вернется ли некто в дальнем путешествии. В первом случае он прямо рекомендует использовать владыку второго и его альмутен (обратим вновь внимание - разумное и то и другое), как сигнификаторы потерянной вещи. В других случаях - как сосигнификатор вора, а случае с ответом о возвращении из путешествия - как сосигнификатор отсутствующего человека. Но теперь посмотрим на примеры, которые он приводит в своей книге. Нигде на более чем в трех десятках хораров мы не найдем того хода, который могли бы ожидать согласно новотрадиционному пониманию Альмутена. В знаменитом хораре "Об украденной рыбе" куспид II дома начинается в 14-ом градусе Близнецов (дома Региомонтана). И Лилли однозначным образом берет Меркурий в изгнанииПтолемея, как Лилли, или с Египетскими термами. Такой альмутен в этом хораре однако не обещает успешного завершения дела, а также не описывает украденную вещь. Мы знаем, что Лилли по факту был прав взяв управителя, а не подобного альмутена - поскольку мы знаем завершение этого дела, и то, что рыба была найдена и именно так, как он ожидал увидеть по управителю дома. Но что было бы если бы он использовал Альмутен в его нынешней трактовке? В этом же хораре он просто игнорирует альмутен VII дома (несмотря на собственные рекомендации) и вместо него он использует планету-перегрин в VII доме как описатель вора.

Пример приведенный выше - не исключение, а именно правило в его практике. Впрочем есть одно место, которое весьма показательное. В известном хораре "Куплю ли я дома мистера Б.", он де факто использует альмутен, но совершенно не в классическом ключе. Он исходит из того, что сигнификатор продавца - не управитель Дсц Марс, а планета VII дома - Солнце. И в первый момент кажется, что это именно тот случай, когда он использует Альмутен Дсц, так как Солнце может претендовать на звание планеты, имеющей наибольшее достоинство в градусе Дсц (и экзальтация и триплицитет). Но в этом же самом хораре он считает сигнификатором кверента управителя I Дома Венеру, которая будучи сожжена, перегринна и в изгнании не может претендовать на роль Альмутена (в современном прочтении). Однако это именно диспозитор Асц. И по факту - он оказывается прав. Можно сожалеть, что он не комментировал этот пример дальше, сославшись на то, что тогда комментарии перерастут в отдельную книгу. Именно эти рассуждения были бы исключительно интересны сейчас.

Можно взять практически любой приведенный им хорар - мы везде увидим тоже самое отношение к вопросу альмутенов. Проблема с альмутенами для нас существенно осложняется тем, что существуют различные системы управления триплицитетами и термами, что безусловно влияет на вычисление альмутена. Ярким примером является практика самого Лилли с Птолемеевскими управителями. Попытки силовым решением оставить только одну из этих систем (как, например, Египетские термы в противовес Птолемеевским) порождают лишь новые логичные вопросы. Например - почему мы вырываем из того же Птолемея что-то одно, но не принимаем при этом другое? Очень часто ответ на этот вопрос держится только на авторитетности того или иного более позднего автора-комментатора. Но это уже тема для другого разговора.

Если говорить о натальном анализе, то согласно логике Лилли о владыке генитуры (то есть карты рождения) он перечисляет несколько подходов к этому вопросу, затем говорит "Я, несомненно, такого мнения, что та планета, у которой наибольшие эссенциальные и акцидентальные достоинства в фигуре и которая расположена самым лучшим образом и наиболее высокая в карте, той должно быть владыкой генитуры, и я уверен, что все действия натива будут более или менее иметь примесь природы той планеты, и также его кондиции, характер, темперамент и манеры будут изрядно регламентироваться особенностями, отведенными той планете".

Иными словами он совершенно не использует Альмутен I Дома как синоним владыки генитуры. Но для нас интересно не это. Во-первых, интересно то, что он явным образом различает в тексте владыку (в современных терминах - управителя, диспозитора) дома, и отдельно - альмутена дома. И использует их вместе в трактовке, а не замещает одно другим, как иногда это понимается сейчас. Это для него вовсе не синонимы, и в хорарном разделе в нескольких местах есть тот же шаблон - предлагается рассмотреть и владыку и альмутена дома - в одной строчке (стр.325 к примеру). А вот теперь и второй вывод. Интересно то, что ни в натальном ни в подробнейшем хорарном разделах своей книги он практически не применяет идею альмутена домов как самой сильной планеты управляющей градусом на куспиде дома.

Выводы. Остается одно из двух объяснений:
(1) Лилли использует альмутены опираясь на то, какая из планет, связанных с домом, лучше вписывается в наблюдаемые факты ("от тебя и от Искусства"), причем делает это далеко не всегда, в его практике эта концепция явно не центральная. Я видел мнение, суть которого в том, что Лилли был возможно недостаточно сведущ, и просто не знал изложенную в начале статьи концепцию альмутена дома. Но он сам упоминает Дарио во введении к своей книге. И чтение списка рекомендуемой литературы в конце книги, явно из его личной библиотеки (вспомним времена, в которые он жил) этот миф развеивает - там есть и Абумашар и Дарио и Бонати, и многие другие. И думается мне, что это далеко не все, что он знал. Потому я сам склоняюсь ко второму объяснению.
(2) Вероятно альмутен надо вычислять по схеме, описанной у того же Клода Дарио, но именно дословно. А в его формуле не учитывается сила планеты или ее нахождение в знаке созерцающим куспид. Учитываются лишь права, имеемые ею в конкретном градусе и лишь в спорных случаях начинаются дополнительные условия. При таком подходе нет ничего удивительного в том, что Альмутеном пропавшей рыбы в хораре Лилли оказался именно Меркурий, а управителем кверента в хораре о покупке домов - Венера.

В таком действительно традиционном подходе Альмутеном не может стать планета принципиально чуждая знаку, и конкуренция будет между управителем и экзальтантом знака, которым минорные достоинства смогут лишь делегировать свои маленькие баллы. Только в некоторых случаях мы будем получать результат сравнимый с влиятельностью управителя знака - при совпадении управителя триплицитета и управителя термы. И лишь теоретически все три управителя минорных достоинств будут одинаковыми в одном градусе. Но даже в этом случае логика альмутена не будет противоречить дневному или ночному управителям триплицитетов. Очевидно, что именно это - разумный подход.




Константин Дараган




Спасибо Вам за добавление этой статьи в Ваше Избранное: