Альмутен и хорары Лилли

Существует ряд понятий и техник, чье значение было существенно переосмыслено в истории развития астрологического знания. Мой предыдущий опыт изучения текстов эзотерических традиций, а позднее традиционной и современной философии приучил меня читать сложные информативные тексты вдумчиво и въедливо, возвращаясь к ним по нескольку раз. Бывает что иногда лучше один раз внимательно и системно прочесть один серьезный текст, чем десятки написанных пересказов. При этом самое серьезное внимание обращается не только на то, что сказано автором, но и на то, как это было им подано, и на то, что автором сказано не было. В современной науке такой подход к первоисточнику называется герменевтикой текста. Например, почему иной автор игнорирует то или иное понятие или концепцию в своем труде, хотя, безусловно, о них осведомлен? Или же почему использует некое понятие явно не так, как у других авторов?

Именно это и произошло, когда я искал практическое применение концепции альмутена в основном труде жизни «Христианской астрологии» жизни выдающегося практика XVII столетия Уильяма Лилли. Понятие альмутена – одно из самых неоднозначных в прикладном применении наследий традиционной астрологии. Де факто альмутен понимается сейчас на основе концепции Клода Дарио, изложенной в его «Введении в приговоры звезд» (XVI век), где автором явно отражена позиция более древних авторов, таких как Алькабитус и Бируни, но все же более поздних, чем Птолемей. Понятие альмутена сводится к «конкурсу» между планетами, которые имеют одно из пяти традиционных достоинств в градусе куспида домауправление, экзальтацию, триплицитет, терм и фас. Планета, набравшая наибольшее количество баллов за достоинства в конкретном градусе, является альмутеном. Очевидно, что такая система чувствительна к минорным эссенциальным достоинствам. Кроме того, в популярных сейчас «новотрадиционных» интерпретациях этого правила вводятся дополнительные условия (взятые, вероятно, из других старых источников) – как, например, то, что альмутеном не может быть планета, находящаяся в знаке, «не созерцающем» куспид этого дома, то есть в знаках квиконса или полусекстиля от куспида. Альмутеном также не может быть планета, «неэффективная» из-за сожжения или иных причин. Из-за чего, в конечном счете, альмутеном градуса в Рыбах может оказаться, например, Марс.

Главная идея введения альмутена – сократить пространство решений. Оставить один сигнификатор вопроса, отбросив остальные как малозначимые. Однако любой, кто пытался применять это в практике, наталкивался на ряд вопросов, вызванных неоднозначностью и неочевидностью натального символизма при применении этой концепции в модифицированном современном понимании. Таковы, например, будут эссенциально и акцидентально слабые (и часто просто ущербные) альмутены МС в гороскопах людей, сделавших успешную карьеру и ставших в этом смысле именами нарицательными (к примеру, см.карты А.Гитлера, М.Монро, А.Шварценеггера в известном Астробанке данных гороскопов рождения Л.Родден). Очевидно, что понимаемый таким образом альмутен вступает в противоречие с многими существующими представлениями в астрологии: о падающих домах как о значительно ослабляющих сигнификаторы, а также с идеей о том, как могут помогать благодетели, не имеющие достоинств, и т.д.

Пытаясь разобраться в том, почему эта техника существенно ухудшает, а не улучшает мои существующие возможности в чтении гороскопов, я пришел к рабочей гипотезе, что альмутены, вероятно, вовсе не имеют описательного смысла, в отличие от управителей куспида дома. Но альмутены, возможно, имеют смысл прогностический, так как описывают именно наилучший сигнификатор для прогностики. Это гипотезу было интересно проверить. И хорошим примером оказалось использование альмутенов в хорарной (и натальной) практике Лилли, а точнее, его специфичное их понимание в практике.

Я взял для этого «Христианскую астрологию» по двум причинам. Во-первых, это работа выдающегося практика и прикладника в астрологии, квинтэссенция его профессионального опыта. Во-вторых, в отличие от многих других традиционных источников этот труд Лилли выгодно отличается тем, что автор не только излагает на бумаге некие заимствованные из работ других авторов идеи, но и на основе реальных карт из собственной практики открыто и честно демонстрирует свой подход.

Альмутен любого дома, по Лилли, «это планета, имеющая наибольшее количество достоинств в знаке, восходящем или заходящем на куспиде любого дома или из которого выходит твое суждение». Он несколько раз пользуется понятием «альмутен» на протяжении книги, когда говорит о теории. Но в тех случаях, когда приведена его логика рассуждений по реальным картам, мы с удивлением можем обнаружить, что он вкладывает в это понятие смысл, существенно иной по сравнению с тем, который описан выше и который считается сейчас единственно верным в среде сторонников традиционной астрологии.

Примеры. Случаи, когда он явно (в тексте) упоминает альмутен – это поиск потерянных вещей и вопросы о том, где вор и вернется ли некто в дальнем путешествии. В первом случае он прямо рекомендует использовать владыку второго и его альмутен (обратим вновь внимание: разумное «и то и другое») как сигнификаторы потерянной вещи. В других случаях – как сосигнификатор вора, а случае с ответом о возвращении из путешествия – как сосигнификатор отсутствующего человека. Но теперь посмотрим на примеры, которые он приводит в своей книге. Нигде из более чем трех десятках хораров мы не найдем того хода, который могли бы ожидать согласно новотрадиционному пониманию альмутена. В знаменитом хораре «Об украденной рыбе» куспид II дома начинается в 14-ом градусе Близнецов (дома Региомонтана). И Лилли однозначным образом берет Меркурий в изгнанииПтолемея, как Лилли, или с Египетскими термами. Такой альмутен в этом хораре, однако, не обещает успешного завершения дела, а также не описывает украденную вещь. Мы знаем, что Лилли по факту был прав, взяв управителя, а не подобного альмутена, поскольку мы знаем завершение этого дела и то, что рыба была найдена, и именно так, как он ожидал увидеть по управителю дома. Но что было бы, если бы он использовал альмутен в его нынешней трактовке? В этом же хораре он просто игнорирует альмутен VII дома (несмотря на собственные рекомендации) и вместо него использует планету-перегрин в VII доме как описателя вора.

Пример, приведенный выше, не исключение, а именно правило в его практике. Впрочем, есть одно место, которое весьма показательное. В известном хораре «Куплю ли я дома мистера Б.» он де факто использует альмутен, но совершенно не в классическом ключе. Он исходит из того, что сигнификатор продавца – не управитель Дсц Марс, а планета VII дома Солнце. И в первый момент кажется, что это именно тот случай, когда он использует альмутен Дсц, так как Солнце может претендовать на звание планеты, имеющей наибольшее достоинство в градусе Дсц (и экзальтация и триплицитет). Но в этом же самом хораре он считает сигнификатором кверента управителя I дома Венеру, которая, будучи сожжена, перегринна и в изгнании, не может претендовать на роль альмутена (в современном прочтении). Однако это именно диспозитор Асц. И по факту он оказывается прав. Можно сожалеть, что он не комментировал этот пример дальше, сославшись на то, что тогда комментарии перерастут в отдельную книгу. Именно эти рассуждения были бы исключительно интересны сейчас.

Можно взять практически любой приведенный им хорар: мы везде увидим то же самое отношение к вопросу альмутенов. Проблема с альмутенами для нас существенно осложняется тем, что существуют различные системы управления триплицитетами и термами, что, безусловно, влияет на вычисление альмутена. Ярким примером является практика самого Лилли с Птолемеевскими управителями. Попытки силовым решением оставить только одну из этих систем (как, например, Египетские термы в противовес Птолемеевским) порождают лишь новые логичные вопросы. Например, почему мы вырываем из того же Птолемея что-то одно, но не принимаем при этом другое? Очень часто ответ на этот вопрос держится только на авторитетности того или иного более позднего автора-комментатора. Но это уже тема для другого разговора.

Если говорить о натальном анализе, то, согласно логике Лилли о владыке генитуры (то есть карты рождения), он перечисляет несколько подходов к этому вопросу, затем говорит: «Я, несомненно, такого мнения, что та планета, у которой наибольшие эссенциальные и акцидентальные достоинства в фигуре и которая расположена самым лучшим образом и наиболее высокая в карте, той должно быть владыкой генитуры, и я уверен, что все действия натива будут более или менее иметь примесь природы той планеты, и также его кондиции, характер, темперамент и манеры будут изрядно регламентироваться особенностями, отведенными той планете».

Иными словами, он совершенно не использует альмутен I дома как синоним владыки генитуры. Но для нас интересно не это. Во-первых, интересно то, что он явным образом различает в тексте владыку (в современных терминах – управителя, диспозитора) дома, и отдельно – альмутена дома. И использует их вместе в трактовке, а не замещает одно другим, как иногда это понимается сейчас. Это для него вовсе не синонимы, и в хорарном разделе в нескольких местах есть тот же шаблон: предлагается рассмотреть и владыку, и альмутена дома – в одной строчке (стр.325, к примеру). А вот теперь и второй вывод. Интересно то, что ни в натальном, ни в подробнейшем хорарном разделах своей книги он практически не применяет идею альмутена домов как самой сильной планеты, управляющей градусом на куспиде дома.

Выводы. Остается одно из двух объяснений:
(1) Лилли использует альмутены, опираясь на то, какая из планет, связанных с домом, лучше вписывается в наблюдаемые факты («от тебя и от Искусства»), причем делает это далеко не всегда, в его практике эта концепция явно не центральная. Я видел мнение, суть которого в том, что Лилли был, возможно, недостаточно сведущ и просто не знал изложенную в начале статьи концепцию альмутена дома. Но он сам упоминает Дарио во введении к своей книге. И чтение списка рекомендуемой литературы в конце книги, явно из его личной библиотеки (вспомним времена, в которые он жил), этот миф развеивает: там есть и Абумашар, и Дарио, и Бонатти, и многие другие. И думается мне, что это далеко не все, что он знал. Потому я сам склоняюсь ко второму объяснению.
(2) Вероятно, альмутен надо вычислять по схеме, описанной у того же Клода Дарио, но именно дословно. А в его формуле не учитывается сила планеты или ее нахождение в знаке, созерцающем куспид. Учитываются лишь права, имеемые ею в конкретном градусе, и лишь в спорных случаях начинаются дополнительные условия. При таком подходе нет ничего удивительного в том, что альмутеном пропавшей рыбы в хораре Лилли оказался именно Меркурий, а управителем кверента в хораре о покупке домов – Венера.

В таком действительно традиционном подходе альмутеном не может стать планета, принципиально чуждая знаку, и конкуренция будет между управителем и экзальтантом знака, которым минорные достоинства смогут лишь делегировать свои маленькие баллы. Только в некоторых случаях мы будем получать результат, сравнимый с влиятельностью управителя знака: при совпадении управителя триплицитета и управителя термы. И лишь теоретически все три управителя минорных достоинств будут одинаковыми в одном градусе. Но даже в этом случае логика альмутена не будет противоречить дневному или ночному управителям триплицитетов. Очевидно, что именно это – разумный подход.