Алхимические параллели в астрологии. Солнце

Опубликовано в журнале «Астролог» (Москва), 1998

Цикл «Алхимические параллели в астрологии» публиковался в журнале «Астролог» в нескольких номерах. К сожалению, исходники теперь утрачены, осталась только первая статья цикла и черновики к остальным.

Фундаментальным принципом астрологического метода познания мира является знаменитый принцип аналогии Гермеса Трисмегиста: «То что вверху, подобно тому, что внизу». На этом фундаменте выстроен весь аппарат астрологиипредсказательная и натальная астрология, хорарная и мунданная, синастрическая и медицинская, алхимия и астроминералогия.

Изучение особенностей астрологического символизма в конкретных, земных его проявлениях, значительно расширяет наше понимание происходящих процессов и позволяет действовать более успешно. Так, например, понимание астрологической сигнатуры заболевания в медицинской астрологии позволяет более эффективно выбирать средства, способ и время лечения. Или же, например, проникновение в хорарную ситуацию позволяет найти наиболее конструктивное и не всегда очевидное решение ее земного аналога. Но верно и обратное: изучение идеальных ипостасей тех же планет в их многообразии и взаимодействии позволит более глубоко и детально проникнуть в эзотерический смысл астрологических символов.

Где же искать подобные «идеальные ипостаси»? Ответ на этот вопрос уже дала алхимия: это металлы. До нас дошли соответствия между планетами септенера и семью металлами в их «чистом» проявлении. Развитие астрономии добавило к этому списку еще три сверхмажорные планеты – Уран, Нептун и Плутон, которые до сих пор не столь однозначно ассоциируются с конкретными металлами, а также планетоид Хирон.

Представляется весьма интересным проследить обратные параллели в свойствах и отношениях друг к другу земных материальных аналогов планет и общепринятые трактовки их небесных «побратимов». Это позволит нам узнать не только много нового о символизме самих планет, но и об их взаимодействии в одном из самых интересных астрологических аспектов – соединении, когда две планеты выступают как действующие совместно, в едином сплаве. Общеизвестно, что соединение (в особенности точное, партиль), словно придает новое качество обоим участвующим в нем сигнификаторам, которого не было у каждого из них по отдельности. Некоторые планеты «дружат» друг с другом, некоторые нет. Было бы любопытно проследить, а как ведут себя их материальные аналоги в сплавах, какие нюансы заметили геологи и металлурги и, возможно, пропустили астрологи? Рассмотрению этой темы и посвящен настоящий цикл статей.

Золото (Солнце)

Золото через свой изрядно желтый цвет и блестящую светлость от прочих металлов отлично.
М.В. Ломоносов

Вполне логичным кажется начало рассмотрения с самого главного астрологического светила – Солнца и его земного проявления – золота.

Во всех странах мира народы-солнцепоклонники верили, что золото сродни Солнцу. В Египте во времена фараона-бунтаря Эхнатона культ золота-Солнца становится самым наглядным. Этот молодой фараон, чтобы разом покончить с целой армией жрецов, отверг многочисленный пантеон старых богов, покинул древнюю столицу предков Фивы и на пустом месте воздвиг новый город в честь единственного достойного бога Атона – Солнца, дающего жизнь и свет. Новую столицу назвали «небосклон солнца» – Ахет-Атон. Золотой диск, символ Солнца, пережил тысячелетнюю славу Египта.

На территории Перу сохранились руины священного города Куско. Куско был столицей солнцепоклонников – инков. И здесь люди считали золото священным воплощением Солнца на Земле. Огромный золотой диск с глазами-самоцветами олицетворял божество в храме Солнца в Куско. Примыкающий к храму Золотой сад, наполненный кустарниками, деревьями, цветами и птицами, отчеканенными из чистого золота, символизировал животворную мощь золота-Солнца. И в Египте, и в Перу существовал обычай ограждать лицо умершего маской из тонкого листового золота: вспомним знаменитую «золотую маску» фараона. А вот скифы считали сплошную маску необязательной : самое главное – закрыть от злых духов золотыми пластинками -дверцами наиболее «опасные ворота» – глаза и рот покойного. И даже своему грозному идолу – боевому мечу – они чеканили охранительные золотые ножны.

И в другие времена, у других народов золото по-прежнему символизировало собой божественную Солнечную силу – от золотого тельца и ковчега скотоводов-израильтян до колоссальных, высотой с десятиэтажный дом, позолоченных статуй бога-принца Будды, высящихся в горах Афганистана.

Традиционно связываемые с этим светилом понятия – проекция бесконечного Духа, Атмана, самосознание, творческое начало, одаренность, божественная природа. А какие нюансы можно добавить, опираясь на алхимические параллели с золотом?

Золото относится к благородным металлам за свою исключительно высокую химическую стойкость. Оно не окисляется, причем даже в расплавленном состоянии (при температуре 1064° С), не боится едких щелочей и большинства кислот, что, безусловно, говорит в пользу тезиса о том, что Солнце является проекцией вечного человеческого Духа, который, будучи проявлен у одухотворенных людей, позволяет им оставаться уникальными личностями, сохранять свою индивидуальность даже в крайне неблагоприятных условиях. Подлинно творческие, талантливые люди, безусловно, проявляют те же «солнечные» свойства.

Но с другой стороны, золото – чрезвычайно ковкий и тягучий металл. Из одного грамма золота можно вытянуть нить в 3.5 км и толщиной в 0,00014 мм ! Напрашивается и аналогия: самосознание человека чрезвычайно податливо к внешним воздействиям, огромна роль воспитания в формировании Солнечного принципа. И все же при самых причудливых и многообразных формах сохраняется присущая только ему уникальность. Здесь вновь прослеживается аналогия с творческими людьми.

Но как и всякий подлинный талант, подлинную одухотворенность, отмеченность Солнечной благодатью золото трудно находить и еще труднее добывать. Оно встречается почти повсюду, присутствуя среди других элементов в незначительных количествах. Ведь, с одной стороны, его на планете не так уж мало: в кубическом километре любых горных пород содержится в среднем почти 14 тонн золота. Это вполне соответствует известному утверждению, что все люди по-своему талантливы и одарены. Но с другой стороны, чтобы получить одну тонну золота, необходимо проработать много тонн золотосодержащей руды, израсходовав при этом миллионы киловатт-часов электроэнергии. Считается, что за всю (всю!) историю человечества было добыто не более 100 тысяч тонн золота. Разве же можно это сравнить с миллионами тонн добычи в год того же железа-Марса как аналога примитивной физической силы?!

Характерно и то, что золото – один из немногих металлов, встречающихся в природе самородками: более 99% золота, имеющегося в земной коре, присутствует в самородном виде. «Один из парадоксов, которые преподносит нам золото, заключается в том, что именно в месторождениях с тонковкрапленным, «невидимым» золотом содержатся его самые большие промышленные скопления. Там же, где золото хорошо видно, крупных запасов, как правило, нет»[1, с.39]. Это правило хорошо знают не только геологи, но и представители весьма далекого от них рода деятельности – шоу-бизнеса, люди, профессионально разрабатывающие золото людских талантов, традиционно связанные с пятым «солнечным» Знаком в гороскопах. «Закон золота» гласит: там, где идет валовая, промышленная разработка золота, там крупных самородков не бывает.

Без этого металла по-прежнему немыслима сейчас мировая торговля. Каждая страна, получая товар у другой, расплачивается золотом. Именно оно обеспечивает многовековую стабильность социальных систем, является такой же осью, центром, каким является Солнце в нашей Солнечной системе.

Золото – признанный катализатор многих химических реакций, подобно всем «солнечным» людям в нашем обществе. Есть у него профессии и непосредственно связанные с его астрологическим «крестником» – так, например, именно тончайшим (в одну миллионную долю миллиметра) слоем золота покрывают стекло козырьков гермошлемов и иллюминаторы космических кораблей. Такой козырек свободно пропускает видимый свет, отражая 60% инфракрасных лучей.

Солнце бывает не только раздающим вокруг себя жизнь и благодать, но и корыстным, эгоистичным, злым. Словно иллюстрацией к этому аспекту выглядит знаменитый золотой самородок «Мефистофель», который раньше можно было увидеть на выставке Алмазного фонда СССР. Запавшие глазницы, острый крючковатый нос, острый массивный подбородок. Как тут не вспомнить «люди гибнут за металл»…

Но вернемся к свойствам нашего металла. Как уже говорилось выше, золото сохраняет свою неизменность в 99% содержащихся в земной коре месторождениях. Иными словами, большинство аспектов с Солнцем не изменяют существенно его символизм в астрологических картах. Но есть тот единственный остающийся процент, который складывается из очень редких в природе соединений золота с другими, близкими ему металлами, также имеющими тенденцию к образованию самородков. Характерно, например, что появление таких природных сплавов, как (Солнце+Луна) – электрум и кюстелит, соединения золота и меди (Солнце+Венера) – купроаурид и аурикуприд, а также природные сплавы золота и платины (Солнце+Нептун), которые в полном соответствии с астрологическим символизмом первыми оценили фальшивомонетчики и ювелиры. В естественных условиях золото не смешивается с другими «планетарными» минералами.

Исключением из этого правила является только ртуть – Меркурий. Золото достаточно легко растворяется в ней, что еще в античные времена использовали для «золочения» различных предметов и украшений. В полном соответствии со своей «общительной» функцией Меркурий в этом соединении выступает как посредник, как носитель Солнечного принципа, позволяя золоту-Духу вступать в контакт с другими материалами. Даже с такими, с которыми золото не взаимодействует в естественных условиях. Необходимо, правда, отметить, что аналог соединения Солнца и Меркурия – ртутная амальгама – весьма ядовита и коварна. Что, безусловно, заставляет обратить внимание на и негативную сторону этого соединения в радикальных картах. Но подробнее об этом взаимодействии, а также об интересных сплавах золота и платины (Солнца и Нептуна) – в следующих тематических статьях.

Литература :

  1. Камень, рождающий металл. Т.Б. Задорик. М., Просвещение, 1984, 191с.
  2. Металлы космической эры. Е.М.Савицкий, В.С.Корчко. М., Металлургия, 1978, 120с.
  3. А.Селаври. Функциональные типы металлов в психологии и медицине. М., НМПИО «Маг» 1991, 269с.
  4. Беккерт М. Мир металла. М., Мир, 1980, 212с.