Сальвадор Дали - гений и безумие


Алексей Агафонов

/ сокращенный вариант статьи /



"Я убеждён, что все великие люди прошлого, все те, чьи души образуют обволакивающую нас мистическую ноосферу - питательную почву духовности, - объединили свои усилия в то мгновение, когда я явился в мир, мгновение, когда гений человека бросил смерти свой самый дерзкий вызов"
"Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермеера и Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме"
"Пока высшая миссия человека на земле заключается в одухотворении всего сущего, его экскременты особенно необходимы"
"Бог -- единственная высшая реальность"


Сальвадор Дали. 11 мая 1904. 08.43 GT. 42N16; 2E58



Большего индивидуалиста, эксцентрика, более эпатажную, скандально знаменитую и мятущуюся личность, чем Сальвадор Дали, мы вряд ли найдем среди персоналий искусства и вообще культуры ХХ века. Но и его глубинное воздействие на наше мироощущение, на концепции, приемы, формы, стиль живописи и искусства в целом было и остается масштабным. Пожалуй, среди художников по влиятельности и "мифологемности" с ним может сравниться только Пикассо, которого Дали очень любил - и считал, что победил его. Прошедшее столетие подарило миру немало фресковых, знаковых фигур, составляющих аббревиатуру культуры, образующих профиль волны самовыражения человечества - Тесла, Эйнштейн, Корбюзье, Леннон, Мать Тереза, Нансен и другие. Сальвадор Дали, при всей спорности и неоднозначности его творчества и мировоззрения, вписывается в этот ряд.

Битва Добра и зла


Все планеты расположены над оппозицией Уран-Нептун в верхней полусфере карты. С одной стороны, это свидетельствует о власти обстоятельств, о том, что натив увлекаем событиями. Но этому противоречит синглетон - Уран, единственная планета в нижней полусфере, что подчеркивает стремление к независимости и оригинальности. Да и Луна в Овне стремится скорее формировать события, чем быть чьим-то орудием. Сильный Телец подчеркивает значение материальных интересов и практицизм (прозвище Дали было "любитель золота" или "деньголюб"). Но обстоятельства (особенно происхождение и собственный брак) действительно сыграли колоссальную роль в его жизни.
Оппозиция Уран-Нептун - общемировая, но может влиять на индивидуальную судьбу, если к ней подключены личные планеты. В карте Дали к ней мажорными аспектами подключены Луна и Венера, а биквинтилем и нонагоном - Меркурий. Бессознательное, эстетика и разум Дали настроены на восприятие мировых процессов. "Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта" (Г.Гейне). Цикл Уран-Нептун описывает важную грань развития цивилизации. Предыдущее соединение этих планет произошло в 1821 году. Барбо связал его с начавшимся ростом капитализма и с процессом индустриализации, объединившим западный мир. К началу ХХ века этот процесс достиг первой кульминации. Возможности капитализма, его достижения и пороки стали видимыми.
Но этот же цикл описывает и противоречивое развитие идей, общественно-политических течений.
О накале страстей свидетельствует 11-кратная оппозиция этих планет с марта 1906 по конец октября 1910 года! Она непосредственно коснулась Дали, поскольку в 1910 Уран прошел по его Dsc, а с конца 1910 по июнь 1912 - Нептун по его Asc. В 1909-1910 годах Уран прошел трины к его Солнцу, Меркурию и Марсу. Последняя оппозиция Урана и Нептуна 28 октября 1910 года пришлась точно на его личную ось! Естественно, такая мощная атака двух высших планет уже в детстве привела к нестандартному развитию психики; тем более, что в прогрессиях к этому времени Солнце прошло соединение с Марсом, Меркурий - квадрат к Сатурну (Луна вошла в XII дом, КVIII соединился с Сатурном, а КVI - с Ураном). Дали явно пережил серьезный кризис уже в детские годы.

Но вернемся к оппозиции Уран-Нептун.
Уран - планета анархизма и нигилизма. Уран склонен к бунтарству и революциям, он начинает как индивидуалист, но, придя к власти, дает тоталитаризм. Нептун несет утопические тенденции, защищает коллективные ценности, он мягок и нереалистичен. Это планета веры и высших идеалов.
Оппозиция Урана и Нептуна - пик противоречия между нигилизмом и верой. Это и пик развития романтической иронии. Мир непредсказуем и иллюзорен, его пути неисповедимы, он раскачивается на гигантских весах и равновесие может быть нарушено пушинкой, попавшей на одну из чаш.
В карте Дали коромысло мировых весов (оппозиция Уран-Нептун) прикреплено к МС и Луне квадратами, Сатурн склоняет его к Урану, а все планеты восточнее Луны - к Нептуну.
Нептун Дали находится в прямом мидпойнте Кронос/Посейдон, означающем "близость к Богу". Уран - в квадрате к всемирно значимой Точке Овна.
Глубокий конфликт между индивидуалистическим отрицанием Бога и стремлением к Нему (Ураном и Нептуном) был заложен еще в детстве (если не в прошлых воплощениях): отец Дали был убежденным атеистом, а мать - ревностной католичкой. В конце жизни отец Дали пережил духовный кризис, вернувший его к религии. Сам Дали всю жизнь стремился обрести веру, "преобразуя в духовную энергию самые безумные и зловонные дни".
Его автобиографический "Дневник гения" вызывает противоречивую реакцию и вполне может стать материалом для диссертации по психиатрии. Некоторые его картины, по-видимому, находятся на грани богохульства. Другие вызваны мучениями души, ищущей благодати. Третьи насыщенны подлинным религиозным чувством ("Распятие Христа от святого Иоанна", 1951).

Зеркало времени


Восемь из десяти планет - в Х-XII домах, в четвертом квадранте коллективного бессознательного. Здесь "живет" Дали. Они ограничены квадратом Луна-Нептун: он живет в пределах своего воображения*. Или: его воображение и коллективное бессознательное - это одно и то же. Эта карта - словно иллюстрация к судьбе Fin de si?cle**: Европа начала ХХ века грезит о прошлом величии. Большая часть населения мира была неграмотной. Да и грамота была не нужна: вековые традиции и обычаи предопределяли тогда жизнь большинства людей от колыбели до могилы. Самым быстрым средством передвижения была тогда железная дорога, но во многих местах не было и ее. Массовое распространение электричества в быту было еще впереди, верхом удобства считалась тогда керосиновая лампа. Почти все население мира жило в сельской местности. Города были редкими. На их улицах господствовали конные экипажи и неуклюжие трамваи. Женщины в Европе носили еще длинные юбки, а неотъемлемой частью мужского костюма был цилиндр или шляпа-котелок.
Еще не взлетел первый самолет и первая ракета.
Еще не были изобретены антибиотики.
Еще не заработали сборочные конвейеры на автомобильных заводах Генри Форда.
Еще не изобрели телевизоры.
Но уже родились Рузвельт и Черчилль, Эйнштейн и Пикассо, Гитлер и Муссолини, Ататюрк и Мао Цзэдун, Ленин и Сталин - те, кому было суждено стать главными действующими лицами мировой драмы XX века.
Столетие назад Европа господствовала в мире. Европейцы, открыв для себя мир после Великих географических открытий, захватили его и поделили между собой. Мало что свидетельствовало тогда о грядущей утрате Европой своего лидерства. Особое место принадлежало США. Будучи по истокам своего возникновения продолжением европейской цивилизации, США стремительно становились крупнейший державой мира.

Прыжок с высоты


Дед Дали (по отцу) по имени Гал (мужской вариант имени/псевдонима жены Сальвадора!) 16 апреля 1886 года, когда ему было всего 36 лет, покончил с собой, бросившись с балкона. Этот факт скрыли от публики и от младших членов семьи.
Сатурн, символизирующий старших родственников, из VIII дома квадратурой поражает Солнце, Меркурий и Марс. Дед возвращается, он живет, угрожает, создает деструктивные напряжения в психике Сальвадора. Всю жизнь Дали доказывал себе и миру, что он - неповторимая, единственная в своем роде ценность (Солнце -- хозяин II дома собственной ценности); он не хотел иметь детей, опасаясь, что они будут неполноценными, и не желая, чтобы в мире был еще один Дали (Марс - хозяин V дома); считал себя безумным, но единственно нормальным (кроме Гала, верха совершенства) в безумном мире (Меркурий - хозяин III дома ума и XII дома хронических болезней).
Суицидальные наклонности проявились и у Дали. На них указывают и Луна, и Меркурий. Луна, пораженная Нептуном из XII дома, звала его в пренатальный рай: "Все, кто бросается в пустоту, в глубине души хотят лишь обратного рождения любой ценой". Луна, пораженная Ураном, хозяином VIII дома, - к падению в пропасть: "Сколько раз, шатаясь в одиночку по селению в погоне за мечтаниями, я чувствовал непреодолимую потребность прыгнуть с какой-нибудь скалы или стены. Я закрывал глаза и бросался в пропасть, вставал наполовину оглушенный, но с успокоенным сердцем". Расчетливый Меркурий использовал стремление к опасности. Благодаря опасным прыжкам с высоты Сальвадор завоевал внимание и уважение сверстников. Меркурий, хозяин III и XII домов в XI, пораженный Сатурном из VIII дома, создает формулу суицида III # VIII # XI и формулу болезни VIII # XII . Он в соединении с Марсом на Алголе, хозяином Х дома авторитета. Авторитет создается путем деструктивного поведения (XI дом) и "утраты головы"! Но до настоящего суицида дело не дошло, поскольку Уран не поражает III дом.
Впоследствии тяга к физическому риску ушла, но эксперименты в искусстве и стиле жизни, "прыжки в бессознательное" стали средством привлечения внимания публики.

Отец

Отец Дали был парадоксальной фигурой. Государственный нотариус, опора режима - и одновременно антимадридский республиканец. Столп общества - и нигилист, атеист, драчун, сквернослов. Сильный, вспыльчивый, властный - и любящий, жалеющий сына. Дали пережил несколько разочарований, связанных с отцом. Вот два самых ранних, подрывающих, развенчивающих отцовский архетип. Однажды в воскресенье вся семья ждала возвращения старшего Дали, но он опаздывал. Наконец такси подъехало к дому, жена и дети вышли на улицу. Pater familias вылез из машины и громко заявил: "Я обоср…". Сальвадор испытал жестокий приступ стыда за своего отца и до конца жизни помнил об этом потрясении. В другой раз нотариус, одетый в пижаму, сцепился при нем с арендатором, и во время драки его пенис вывалился из штанов, "как сосиска".
На "Портрете моего отца", написанном Дали в 1920-21 годах, мы видим мощного, приземистого, багроволицего человека в темном костюме на тревожном фоне, напоминающем языки пламени.
Когда Дали исполнилось 25 лет, отец отлучил его от семьи. Этому было две причины: появление в жизни сына Гала, замужней женщины свободного поведения, старше его на 10 лет, и кощунственное поведение Сальвадора на выставке в Париже, вызвавшее скандал. На своей картине "Священное сердце" он написал: "Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери". В то время Дали под влиянием ницшеанства пестовал в себе "сверхчеловека", развивая "волю к власти", - и стремился глубже пасть, чтобы было куда подниматься: он предчувствовал в будущем обращение к религии. Дон Сальвадор проклял сына. Мучительный для обоих конфликт продолжался шесть лет, хотя два Сальвадора глубоко любили друг друга.
Венера, хозяйка IV дома, в традиции - дома отца, его не описывает: у нее нет проблем. Зато отношение к матери отражает вполне. Поэтому я считаю, что в этой карте мать описывает IV дом, а отца - Х. Это подтверждают прогрессии и дуги. В 1921 году, когда мать Дали умерла:

Pr Венера = 0 = Марс, = 100 = КVIII;
S Венера = 90 = Сатурн.

Марс в соединении с Алголем, хозяин Х дома, и Солнце, экзальтант Х дома и традиционный сигнификатор отца, оба в квадрате с Сатурном, что дает жестокость, властность и бескомпромиссность - это отец Дали во всей красе! Но Солнце в мужской карте - это и сам натив, и здесь заложена мина замедленного действия: кто же Солнце? Кто центр - я или отец? И это особенно заметно, когда Солнце поражено, что усложняет образ отца и усиливает эгоцентризм владельца карты.
Солнце не любит Марс (находится в знаке его заточения): отец не любит действия Дали. Но фактически он не любит собственный негатив в своем сыне (Марс и Солнце в одном знаке), поскольку Марс молодого Дали - это подражание отцу и стремление превзойти его ("Дневник одного гения" открывается цитатой из Фрейда: "Это герой, который восстает против отцовского авторитета и подавляет его"; но тут же следует признание: "мой отец был человеком, вызывавшим не только мое восхищение, но и желание подражать"). С точки зрения астрологии, Марс моложе Солнца. Марс - это молодой мужчина, а Солнце - зрелый. Марс - энергия, Солнце - творчество. Марс - действие, Солнце - сознание. Марс управляет Х домом: это реализация в молодости. Марс с Алголем: эксцессы. Солнце экзальтирует в Овне в Х доме: это зрелая, максимальная реализации. Солнце управляет II домом заработка и чувства собственной ценности. Стремясь к максимуму реализации, к подтверждению собственной ценности и к заработку, Марс хочет стать Солнцем.
"Отец изгнал меня за чрезмерно усердное изучение и слишком буквальное следование атеистическим и анархическим учениям его книг - оттолкнул, ибо не мог вынести моего превосходства над ним в чем бы то ни было, особенно с тех пор, когда мои проклятия стали ядовитее его".
"Проклятия" Марса в заточении (уязвленное самолюбие, комплексы) на Алголе действительно должны быть "ядовитее" проклятий Солнца, которое всего лишь в положении перегрин.
В детстве Дали очень любил отца, но и эмоционально им манипулировал: Луна, Сальвадор-ребенок, и Солнце, символ отца, в рецепции по экзальтации; Луна и Марс, хозяин Х дома, - в смешанной рецепции. Луна подчиняется и Солнцу, и Марсу, "любит" их. Но и они ей подчиняются. Кто кого подчинит? В данном случае рецепция - не только взаимная "любовь", но и скрытое соперничество планет. Дали считал героизмом внутреннюю победу над отцом; а себя -- дважды героем, поскольку смог победить и влияние Пикассо (авторитет в искусстве).
Уже после ссоры Дали старался добиться успеха, чтобы произвести на отца впечатление. Он напряженно работал (Марс). Марс увеличивал сияние Луны (славы), и это заставляло Солнце еще больше любить Луну, а косвенно - примиряло Солнце с Марсом. Этот сценарий частично осуществился. Но полностью противоречия между отцом и сыном так и не разрешились до самой смерти Дали-старшего.

Миф о близнецах как вариант архетипа трикстера


Aсцендент Дали - на звезде Поллукс из созвездия Близнецов. Она вводит в жизнь Дали миф о близнецах - смертном и бессмертном, о преодолении неизбежности. Важная особенность этого мифа - пребывание близнецов то в Аиде, у Кастора, то на Олимпе, у Поллукса.
Дали живет одновременно в двух мирах - горнем и темном (Луна между Ураном и Нептуном!). Он эгоцентрик - и католик; верный муж - и наблюдатель сексуальных поисков жены; поклонник традиции - и экспериментатор; он захвачен творческим процессом - но его картины выверены и рассчитаны со строжайшей точностью; он интеллектуал - и жертва собственного бессознательного. День он проводит на творческом Олимпе, а ночь - в Аиде собственных фобий. В попытке сохранить самоидентификацию он вынужден стать трикстером.
Трикстер (англ. trickster - обманщик, ловкач), архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли (Локки в скандинавской мифологии, Гермес и Прометей - в греческой). В подавляющем большинстве мифов трикстер - "второй" творец мира; в определенном смысле он является комическим дублером культурного героя. Отличается лукавством, хитроумием, коварством, жестокостью, способностью к трансформациям или перевоплощению. Он всегда одновременно творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана. Трикстер - зачинщик распрей и конфликтов, которые навлекают унижения и побои на него самого. Иногда он даже меняет пол, что также имеет двоякое истолкование: во многих культурах половая трансвестия была символом пассивного мужеложства, но в шаманизме считалась одним из высших достижений шамана-мужчины. Любые действия трикстера не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки "положительного" или "отрицательного". Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение*.
Трикстер - архетип не только мифологический, но общекультурный. Черты трикстера можно найти у многих литературных героев, исторических персонажей. Характерная черта трикстера - склонность к высмеиванию, эпатажу, а с развитием архетипа - и самоиронии ("Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность"). Самоирония, трезвая рефлексия была свойственна Дали, который в свои лучшие времена прекрасно отдавал себе отчет во всем, что с ним происходит, хотя и не мог избавиться от навязчивых глубинных психологических проблем.
Качества трикстера можно найти в этой карте у двух планет - Луны и Меркурия (благодаря их аспектации). Но важен еще и Хирон - трикстер, так сказать, по определению. У Дали он в соединении со звездой Альтаир (Альфа Орла). Хирон и орел Зевса, приносящий ему молнии, - парадоксальное сочетание. Это Хирон с крыльями! - кентавр, который стал Пегасом? В любом случае, эта звезда усиливает Хирон.
Кто я? - спрашивал себя Дали. Я - неповторимый и божественный, или я - это мой брат, и меня на самом деле нет? И он снова и снова изображает мальчика в матроске (то ли себя, то ли брата), глядящего в даль; снова и снова доказывает всем, и прежде всего - самому себе, что он - единственный. "Все те эксцентричности, которые я совершаю - это трагическая повседневность моей жизни. Я хочу доказать самому себе, что я - вовсе не мертвый брат, а живой ".
Сестра Кастора и Поллукса - прекрасная Елена, давшая повод для троянской войны. Сальвадор до 20 лет был очень близок с сестрой Анной Марией, которая стала его первой моделью. Появление настоящей "прекрасной Елены" - Елены Дьяконовой - разрушило идиллию. Сестра на всю жизнь поссорилась с Сальвадором и его женой, написала возмутившие его воспоминания, убедила отца лишить его наследства… Сестра для Дали до 25 лет - Венера (сигнификатор сестер в традиционной астрологии), превозносящая Луну (Дали-ребенка). Когда появилась другая, истинная Венера, и Дали проявил себя как Марс, сестра сменила любовь на ненависть: Венера в Тельце - знаке заточения Марса.
С другой стороны, появление Гала возмутило отца Дали. Она тоже была поводом для войны. Недаром Сальвадор называл ее "своей Еленой Троянской"!
Появление третьей важной женщины в его жизни - Аманды Лир - привело к охлаждению отношений с Гала. Сюжет повторился трижды.

Сила Меркурия


Меркурий управляет III домом брата и собственного склада ума, а также XII домом бессознательного и хронических болезней, он перегрин, ретрограден, сожжен и поражен злым Марсом и квадратом Сатурна из VIII дома. Меркурий (брат и одновременно -- разум самого Дали) в этой карте погибает дважды. Его забирает Сатурн (или само время) и его сжигает ("вбирает в себя") Солнце. Дали сравнивал отца с Сатурном, пожиравшим своих детей, с Вильгельмом Теллем, стрелявшим в яблоко на голове сына.
Меркурий обращен вспять, в прошлое (ретрограден), очень активен (соединение с Марсом), неотделим от сущности и творчества Дали и субъективен (соединение с Солнцем). Это неотступное размышление о конечности жизни (квадрат к Сатурну) и о жестокости мира (соединение с Марсом), это борьба с собственными страхами и генетически обусловленным стремлением к прекращению существования (квадрат к Сатурну). Но этот же квадрат и фиксированный знак Меркурия придают мышлению упорство, концентрированность, глубину и системность: "Поэтический образ обретает лирическую силу, только если он математически точен".
Поразительно, сколь многого смог достичь Дали в интеллектуальной сфере с таким Меркурием. Художник был неутомимым читателем и своеобразным мыслителем. Он -- автор многочисленных статей, манифестов, стихов, а также пьес, киносценариев, художественных мемуаров и прозы. Его книги интеллектуально насыщены: это густой раствор мысли, то и дело кристаллизирующийся в афоризмах. Интересы Дали были многообразны. Он всерьёз увлекался экспериментами с фотографией, голографией, сочинил оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную грамоту), написал трагедию на французском языке.
Дали был в курсе научных достижений своего времени. Он знал теории Фрейда и Эйнштейна, а преклонные годы его очень интересовала генетика и роль ДНК в эволюции жизни. Дали создал несколько картин и перечитал всю научную литературу на эту тему, консультировался с ведущими специалистами, посещал научные лаборатории. В 1973 году он присутствовал на первом съезде Международного общества исследователей происхождения жизни, прослушал все доклады, приобрел рефераты выступлений, а после съезда пригласил ученых в свое имение и продемонстрировал богатую научную библиотеку. В 1975 году создал эмблему международного симпозиума по ферментным процессам в живых клетках и выступил на нем с экстравагантной речью, причем специалисты отметили безупречное владение научной терминологией.
Дали привлекали вопросы кибернетики, философские проблемы машины времени, достижения органической химии. Он проштудировал много статей по атомной физике. В последние годы его волновала экология… Многие его картины несут некую концепцию, требуют расшифровки, осмысления. Они всегда впечатляют, поражают, нередко шокируют и ужасают, но некоторые из них и восхищают. Техника Дали, его искусство рисовальщика достаточно развиты, хотя, по мнению профессионалов и самого Дали, это далеко не вершина живописи: "...Я часто думаю, что куда труднее (а значит, и достойнее) - достичь того, что я достиг, не обладая талантом, не владея ни рисунком, ни живописью. Именно поэтому я считаю себя гением. И от слова этого не отступлюсь, потому что знаю, чего это стоит, - без всяких данных сделаться тем, что я есть". Конечно, Дали, как обычно, заостряет свою мысль и даже доводит ее до абсурда, но доля истины в этом есть.
Меркурий, ответственный за мелкие движения кисти и предплечья, обильно аспектирован, что дает способность к импровизации в рисунке, а квадрат к Сатурну его дисциплинирует и при настойчивой работе придает профессионализм и концентрирует мышление (живопись Дали математически выверена). Но этот же аспект и ограничивает, а ретроградность и сожжение, по-видимому, не дает достичь вершин.

Мать, ребенок и слава


Мать Дали умерла в феврале 1921 года, когда ему было почти 17 лет. Это было ударом для Сальвадора: "Я обожал ее. Для меня она - единственная и неповторимая. Я знал, что ее золотая, ее святая душа настолько выше всего самого человечного, и не мог смириться с утратой существа, на которое бессознательно рассчитывал невидимыми изъянами своей души. Она была так добра, что я думал: "Этого хватит и на меня". Она любила меня всепоглощающей и возвышенной любовью - а значит, не могла заблуждаться. Ее смерть показалась мне насмешкой Судьбы. Мстительное чувство наполняло мое сердце. Наступив на горло рыданиям, я поклялся сияющими мечами славы, что заблистают когда-нибудь вокруг моего имени, отвоевать мать у смерти". * В это время в прогрессиях Луна замыкает Т-квадрат с Солнцем и Сатурном ("Я, моя мать и время"), Солнце и Марс в нонагоне к мидпойнту Адмет/Вулкан (рок), Венера в соединении с Марсом на Алголе (страсть "окаменевает"), МС в секстиле к Плутону. В дугах: Венера = 0 = Солнце (любовь), = 90 = Сатурн (и смерть); Фортуна = 0 = Плутон (счастье, удача, "родник живой воды" - все это отправляется в Аид); Крест Судьбы = 0 = KV!

Внутренний ребенок, мать и слава - это одно и то же: Луна на МС. Чем больше славы - тем живее мать. В картинах Дали появляется тема скрытого присутствия матери, ее воскрешения.
Вот анализ профессионального врача психотерапевта-сексопатолога, основанный на изучении всего творческого наследия художника: "С 1921 года, после смерти матери, Гений защитил свое сознание примитивной формой вытеснения травматических переживаний - отрицанием ее смерти.
Для него мать не умерла!
С 1926 года Мастер стал прикладывать усилия по созданию особенной живописи, несущей в себе идею, которую стремятся не обсуждать. С этого времени все произведения художника подчинены определенным закономерностям и принципам. Даже случайно брошенный взгляд любопытного наблюдателя может разделить все творчество Сальвадора Дали на три этапа.
o Доамериканский (1926 - 1940гг.) - в это время Дали стремился к возрождению матери или ее пробуждению от летаргического сна.
o Американский (1941 - 1947 г.г.) - характеризуется меланхолическим ожиданием и принятием аскетического образа жизни, с целью подготовки самого себя к "исполнению" роли божества.
o Постамериканский (с 1948 года) - в котором обнаруживается воскресшая
мать в виде мумии, скалы, камня и т.п., и множественные попытки осуществления процесса рождения самого себя из себя с помощью инцеста для вознесения на небеса нового солнцеликого божества - Сальвадора Дали.
Пребывая в искусственно созданной им самим иллюзии, Сальвадор Дали 68 лет после смерти матери жил в ожидании чуда - ее появления в этом мире".