Рецензия на "Запретное искусство" Марка Русборна




Марк Русборн. Запретное искусство. Самоучитель по хорарной астрологии в 4-х частях Перелистываю последнюю страницу "Запретного искусства" Марка Русборна (самоучитель по хорарной астрологии в 4-х частях), закрываю книгу и откладываю в сторону. Снова беру ее в руки, смотрю на обложку и спрашиваю себя: как изменилось мое мнение после прочтения? Что я, читатель, получил в итоге? Что добавилось к моему астрологическому инструментарию? Открываю и вновь перечитываю первые две страницы - но уже задним числом. И мнение формируется окончательно. Вынужден констатировать - чтение быстро перешло в критическое осмысление. Конечно, возможно, что на это повлияло то, что я заранее планировал, что буду писать рецензию. Возможно виной тому стрессовый этап моей жизни последние месяцы, когда позитивные эмоции были в остром дефиците. А возможно виной тому материал книги, прямо основанный на авторской школе астрологии Джона Фроули, в симпатиях к которой меня заподозрить трудно. Надо отдать должное Марку - он последовательный и честный ученик Фроули. И потому также последовательно и честно попадает во все ямы и канавы, заложенные его учителем в "Подлинной астрологии". И меня это огорчает. Хотя, с другой стороны - сторонники и поборники "подлинной астрологии" найдут здесь именно то, без чего реальная астрология им кажется пресной. И поверхностную критику современной астрологии; и отсылки к авторитету "знания древних"; и торжество доктрины предопределенности, даже там, где ей явно нет места в описании ситуаций; вообщем всю характерную специфику современной традиционной астрологии фроулианского направления. Это придает книге характерный аромат, подобный благородному "амбре" у сыра Рокфор. Но не всем этот "аромат старины" нравится, у многих вызывает более предметные ассоциации и заставляет называть вещи своими именами.

Пытаюсь свести воедино разнородный хаос мыслей и ловлю себя на том, что привычно рассуждаю как оппонент на защите кандидатской диссертации - формальные признаки, соответствие заявленной теме, актуальность и новизна, исторические основы… Ну а почему бы и нет? Это мое мнение. Важно лишь писать по существу. И это будет легко, так как я знаю Марка как астролога вдумчивого и искренне изучающего Искусство, что в нашей профессии все еще (или уже?) явление не массовое. В конце концов работа с оппонентами здорово мне помогла в работе над диссертацией, да и с астрологическими книгами была сходная история. А мое мнение все равно останется всего лишь моим частным мнением. Марк сам решит, что ему важно и что полезно.

Любая прикладная книга по самому прикладному разделу астрологии, хорарному - всегда Событие. От нее много ждешь. Потому сильнее и реакция на несоответствия и нестыковки. Первых четыре замечания касаются формы. Однако все они - принципиальны.

Во-первых, это произведение не является самоучителем. Очень трудно считать самоучителем любую книгу, которая внутри себя не автономна, не самостоятельна. А первый изданный труд Марка Русборна по содержанию является прямым приложением к "Учебнику хорарной астрологии" Джона Фроули. Автор честно пишет об этом с первых строчек, и почти в каждом разделе отсылает читателя непосредственно к первоисточнику. Да и список рекомендуемой литературы красноречив, даже чересчур. Строго говоря правильное название книги - практикум по хорарной астрологии. Или, еще точнее - практическое приложение к "Учебнику хорарной астрологии" Джона Фроули. И в этом качестве "Запретное искусство" - отличный качественный материал, который просто обязан быть прочтен соответствующей целевой аудиторией. И то, что название вводит в заблуждение - вина не Марка, а его редактора. Кроме того, как для самоучителя - в книге слабый уровень подготовки текста. Есть огромная разница между тем, чтобы показать - как и почему что-то решено успешно, и обучить тому, как и почему не нужно делать других решений. Ученику важно не столько увидеть как что-то может быть сделано, сколько внятно объяснить - как ему самому системно избежать собственных ошибочных рассуждений. К примеру, почему Луна управляет алкоголем? По опыту преподавания знаю, что не каждый начинающий сразу поймет связь. А из тех, кто под влиянием известного тезиса Фроули бросился изучать астрологию именно с хорарного раздела - таких будет большинство. Или, например, интересно проследить уже тонкие гносеологические нюансы в квезите - между купленной машиной в упражнении 8, и купленной машиной в упражнении 16. Добавьте к этому еще и третье ее "стояние" - после "встречи" кверента с нею, и тут будет над чем подумать. Или задуматься. Но я понимаю Марка - когда практикуешь, быстро забываешь как оно бывает, когда все в новинку, и глупые ошибки делаешь на каждом шагу. Когда уже водишь машину - трудно вспомнить, как сложно и непонятно было когда-то манипулировать педалью сцепления. Но книга с названием "Самоучитель" должна быть ориентирована именно на эту аудиторию. На тех читателей, которым совершенно неочевидны скачки одного и того же купленного автомобиля по противоположным домам, или Луна, как управитель Шато Лафита и абсента. Такие скользкие места есть практически в каждом упражении "Самоучителя".

Во-вторых, удачное и красивое название "Запретное искусство", к сожалению, совсем не отражает содержимое. Очень трудно назвать астрологию "запретным искусством". И в истории вообще, и в современной реальности - в частности. Ведь, в конце концов, есть действительно запретные искусства, за знание и практику которых вполне реально и сегодня можно оказаться за решеткой. Изготовление наркотиков, например. Или "черная" медицина. И даже ближайшая сестра астрологии - физиогномика, находится куда как под более серьезным табу в нашей культуре, чем сама астрология. Но я также понимаю, что сыру нужен не только правильный аромат, но и соответствующая вкусу ценителей сырного духа этикетка.

В-третьих, неудачная компоновка. Книга предметно ориентирована на практическую работу с ней. Это именно интересный Практикум. Но при этом ответы на задания находятся не сразу после упражнения (пусть бы и другим шрифтом), а в конце книги. Читать, одновременно удерживая часть страниц пальцами, или перекладывая закладку - не лучшая помощь читателю. В особенности такому, который имеет привычку работать с текстом с карандашом в руках.

В-четвертых, стремление автора неуклонно следовать духу традиционной астрологии заставляет его в этой книге выбрать морально устаревшее отображение гороскопов - без аспектов. Примечательно, что собственно современный информативный стандарт им даже не упоминается (см.стр.119-120). Из-за этого неудачного решения Марк вынужден рядом с гороскопами рисовать отдельный пояс с планетами, чтобы на нем наглядно пояснять аспектные связи, и дополнительно разъяснять, как им пользоваться. При этом он сам совершенно правильно говорит (в начале книги) о том, что программы прекрасно справляются с этой задачей, и что построение гороскопа вручную уже анахронизм. Но ему приходится дополнительно тратить немалое время, рассказывая об эфемеридах, и о том, как в них смотреть разницу между сходящимися и расходящимися аспектами. Казалось бы - любая программа делает это мгновенно - одно нажатие, один шаг по времени вперед или назад - и все мгновенно становится очевидно. Но в современной форме изображения гороскопа. Однако стремление любой ценой следовать старой практике рисования карт создает трудности. К чести автора надо сказать, что он успешно их преодолевает.

В содержательном смысле - книга четко делится на две части. Все самое ценное в ней начинается после 164 страницы. Нет ни одного хорарного упражнения, которое бы не научило читателя чему-то важному (иногда видимо и вразрез замыслу автора). Все, что находится до практической части - на мой взгляд, смело можно удалить из этой, и перенести в какую-то другую книгу. Практикум от этого только выиграет. Историческую часть есть смысл читать, если вы разделяете мнение о "богоданности" астрологии и последовательную утрату этого священного знания к современному этапу. Это полезно, если при этом вы ничего не знаете о появлении гороскопической астрологии в античности; о формировании концепции домов в Риме и Византии; о появлении схоластической астрологии Средневековья; о развитии роли аспектов и многом другом, что происходило с астрологией по мере ее развития. И уж тем более о ее стремительном прогрессе в XX-XXI веках.

Рассуждения о карме и судьбе - есть смысл читать, если Вы до сих пор ничего не читали сложнее католических опусов Фроули из "Подлинной астрологии". Но по опыту знаю, что объяснять фроулианцам онтологическую разницу между субъектом и объектом в философии (и что важнее - в астрологии) или эволюцию понятия свободы воли в философской антропологии или религиоведении - так же проблематично, как объяснить баптисту разницу между ведантой и японским буддизмом. Зачем все эти ереси людям, которые узрели Истину? Думаю, что люди с проблемным Сатурном в этих главах найдут много созвучного их мироощущению. Думаю также, что даже очень поверхностная глава о карме (и это в книге о хорарной астрологии-то) кому-то тоже будет полезна.

Астрономическая глава - качественная и толковая. И с этой стороны достойная многих похвал. У нее один недостаток - она почти совершенно не нужна в этой конкретной книге. С другой стороны - есть люди, пришедшие в астрологию, как и сам Джон Фроули, без достаточного школьного образования. Я лично знал болезненно амбициозного практикующего астролога, который после десяти лет практики был крайне потрясен (и не поверил мне), впервые узнав, что ретроградные планеты астрономически никогда не пятятся назад. Говорят, он с тех пор много читал, и даже преподает на эту тему. Так что, чем черт ни шутит - возможно и нужная глава в книге о хорарах. Тем более если всерьез поверить в тезис Фроули о том, что изучение всей астрологии нужно начинать с "самого простого раздела" - хорарного. Логика Марка Русборна в этом смысле - безукоризненна.

Самый главный недостаток практикума типичен не только для "Запрещенного искусства" но вообще для астрологической литературы - очень убедительно показано, как автор успешно может решать задачи, и что ответ в хораре неизбежно присутствует, если его поискать. Но читатель не обучается тому, как избежать ошибок и действовать системно, так как автор почти всегда ведет сразу к правильному (известному) ответу, а ожидаемо-популярные, но неверные решения читателей - не рассматривает без особых комментариев. А именно научить студента уходить от "логичных", но ложных решений - задача самоучителя. В примерах с потерянными вещами это наиболее заметно, но во многих хорарах подобные вопросы регулярно возникают.

Критика астрологической интуиции в начале книги и ее реальное применение в упражнении-29 - одновременно, в рамках одной книги, не могут не поднять настроения даже уставшему читателю. Помнится, Энтони Льюис удачно окрестил такие ходы "хорарными фокусами". Я прекрасно понимаю, что в данном случае Марк скурпулезно и точно следует своему учителю. Но методологический принцип поиска квезита, продемонстрированный в этом примере, разрушает абсолютно все, что только можно назвать собственно хорарной методикой. Представьте себе, что этот способ будет распространен на любой квезит в любом хорарном вопросе. А почему бы и нет? Откуда взята условность, что так можно поступать единственно со 2 домом и только для поиска вещей? А почему бы и не в вопросе с отношениями? Почему бы не везде и не всегда? Зачем вообще тогда управители домов и сложная система производных домов в хорарах? Казалось бы - победителей не судят, тем более что это именно удачный ход. Но - он удачен для методики современной хорарной астрологии. И читателю, который обучен двигаться по хорарным правилам и воодушевлен мыслью, что традиционная астрология такие правила дает - название "Самоучитель" в заголовке книги впечатление не исправит. Аналогичная ситуация и с "дотягиванием" Луны в символическом движении в одном их хораров, при том, что все движения всех планет рассматриваются (и самим Фроули в том числе) только реально - иначе такие понятия как рефранация, передача света или фрустрация - просто перестанут существовать. Таких шероховатостей немало - и именно они должны были быть разжёваны в книге, которая ставит себе целью обучить студента не совершать ошибок. К примеру - почему здесь и всегда сроки должны смотреться по символическому движению планеты до точного аспекта, а не по реальному, какие условия этому сопутствуют и т.д.

Через всю книгу Марк настойчиво повторяет мысль Фроули, которая не разделялась практически никем из выдающихся астрологов прошлого (и тем более современности) - об абсолютном фатализме судьбы. При этом описание ситуаций само часто говорит строго о противоположном. И когда доходишь до хорара-41, который комментируется автором как иллюстрация действия Фатума - уже не можешь не улыбаться. Ведь всего-то, что надо было сделать, глянув в "фатальный" хорар - остановиться и отложить встречу. Да, она бы сорвалась - но будут еще сотни других. Да, автор вымок бы до нитки (а куда бы он делся под проливным дождем?!), но зато узнал бы что-то очень-очень важное о том, как наши решения влияют на нашу жизнь, что-то о Судьбе, о буквальном прочтении хораров и о том, почему фатализм в духе стоицизма не разделяется большинством практикующих астрологов. И что звезды вовсе не приказывают, а лишь подталкивают, как считали и Птолемей, и Бируни и Фома Аквинский и многие другие, изучавшие философию астрологии вообще и именно этот спорный вопрос - в частности. И, глядишь, не было бы целых глав в первой части "Запретного искусства" Марка Русборна. Но - каждому свое. Ведь действительно можно добровольно выбрать не замечать свой "кубический сантиметр шанса". И это тоже - наше право и наше решение.

Рекомендация. Сторонникам астрологии Джона Фроули читать обязательно. Это качественный и последовательный практикум по хорарной астрологии его школы. Материал бесшовно интегрируется в его "Учебник хорарной астрологии" как учебное пособие. Его благоприятный отзыв, как мне думается, полностью оправдан. Современным астрологам, изучающим и практикующим хорарную астрологию - практическую часть прочесть желательно. Много нестандартных ходов, интересных (и не бесспорных) мыслей и вообще красивой астрологии - например, хорары об отношениях удивительно наглядны. Или нестандартный разбор известных хораров Лилли, где явно чувствуется тяжелая рука учителя Марка Русборна. Однако, в качестве Самоучителя для студентов, начинающих изучать хорарную астрологию, определенно и однозначно - не советую.



Константин Дараган,
к.филос.н., практикующий астролог

daragan@mail.ru, http://www.astrology-online.ru




Спасибо Вам за добавление этой статьи в Ваше Избранное: